Сведения об образовательной организации:

Курсы повышения квалификации и переподготовка

Курсы повышения квалификации «Теоретические и практические основы педагогической деятельности в классе специального инструмента и руководителя творческого коллектива»

Информационное письмо
Заявка и приложения

Продолжаются курсы повышения квалификации «Дух партнерства как основа деятельности музыканта. Роль диалога в современной коммуникации» !

Информационное письмо
Заявка и приложения

Зачетные требования:

1. Эссе (1-5 страниц) с вашими размышлениями по теме КПК и рефлексией после прослушанного курса. Концертмейстеры могут прислать видео с исполнением музыкальных произведений.

2. Тест (в гугл-форме) по видеокурсу В.В. Коробковой — теоретические аспекты и практический анализ тактик поддержки (на основе худ. фильма «Хористы»)

Нам очень важна обратная связь и ваши впечатления. Как сказал Михаил Бахтин, «Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается…»

Материалы курсов

Вторая сессия

Экскурсия по виртуальной выставке «ДИНАСТИЯ» одного из кураторов – искусствоведа, заместителя директора Пермской художественной галереи по науке Ольги Витальевны СТАРЦЕВОЙ.

Выставка «Династия» представляет произведения шести художников трех поколений, принадлежащих к знаменитой московской художественной династии Арендтов. Основу выставки составляет раздел скульптуры, который знакомит с работами скульпторов — выпускников ВХУТЕМАСа Ариадны Арендт (старшей), Меера Айзенштадта и Анатолия Григорьева. Дополняют экспозицию рельефы Натальи Арендт, текстильные коллажи Марии Арендт, графика и керамика Ариадны Арендт (младшей).

Кураторы выставки: Вадим Зубков, Ольга Старцева; художник – Артем Кутергин.

После экскурсии вы можете побродить по выставке самостоятельно.

Навигация внизу страницы: стрелки – перемещение по залу; + и – – увеличение/уменьшение объектов; следующая кнопка – круговой автообзор; крайняя правая – полноэкранный режим;

+ около текстовых табличек – возможность комфортно прочитать текст; синяя кнопка со стрелкой посреди экрана – переход в следующий зал.

На 1-м информационном стенде на некоторых носителях текст может выглядеть странно, как будто с опечатками и заменой слов – это какой-то системный сбой, вероятно, из-за значительного текстового массива.

https://old.permartmuseum.ru/pano/dinastia/index.html

Концерт

Г. Свиридов, сл. А. Блока. «Петербург»

28 февраля 2020 г. Пермский музыкальный колледж

Исполнители:

Владислав Куприянов — выпускник Пермского музыкального колледжа, солист Мариинского театра, лауреат международных и всероссийских конкурсов, обладатель премий Президента РФ, «Молодые дарования России», золотой призёр Дельфийских игр

Галина Нелюбина — дипломант международных и всероссийских конкурсов

История создания поэмы Г. Свиридова «Петербург» на стихи А. Блока для баритона в сопровождении фортепиано уникальна. Работа над циклом шла почти 20 лет. Появление поэмы в 1995 году происходило в  творческом общении композитора с будущими исполнителями:  Дмитрием Хворостовским и Михаилом Аркадьевым. Мировая премьера сочинения состоялась в Лондоне, в Вигмор-холле в мае 1996 года в присутствии автора …читать далее

«Серебряный век» русской поэзии, русской музыки, живописи, архитектуры, философии, русского меценатства. Это время было раздавлено и сметено трагическими событиями мировой войны и революции 1917 года. Предчувствиями и предсказаниями этих катастроф полна поэзия А. Блока.

«Петербург» Свиридова и  Блока – романтический миф о черном городе-призраке, городе-убийце, городе послепетровской мрачной и одновременно монументально-помпезной государственности, городе Медного всадника, Пиковой дамы, городе Раскольникова. Но, одновременно, это и город страстной любви, город великой архитектуры, город Невы и белых ночей.

  1. «Флюгер» («Моей матери» у Блока) — образ непрестанно текущего Времени, бесконечного и туманного, опасно-притягательного небесного Пространства.
  2. «Золотое весло» — вариация на знаменитую мистическую «Незнакомку». Здесь угадываются как тема невесты, так и странным образом связанная с ней тема смерти.
  3. «Невеста» несет в себе целый комплекс символических идей. Это уже реальная невеста, идущая за гробом вполне реального жениха – умершего модного литератора. Но одновременно она невеста другого жениха – Христа. Этот мистический мотив оказывается значим в дальнейшем. Шествие за гробом поэта вырастает до масштабов шествия на Голгофу.
  4. «Голос из хора» – грандиозная апокалиптическая картина, пророчество о грядущих бедах и России, и человечества в целом.
  5. «Я пригвожден к трактирной стойке» (в записи не представлена) – один из лирических центров сочинения. Написан в манере городской песни. «А ты душа… душа глухая… пьяным пьяна, пьяным пьяна» – эти слова звучат как возглас одиночества человеческого перед лицом смерти и богооставленности.
  6. «Ветер принес издалека» – светлое интермеццо. Здесь покоряет тончайшая работа Свиридова с гармонией и ритмом, в котором угадывается формула сарабанды. Для самого композитора здесь были важны слова «…где-то светло и глубоко неба открылся клочок». «Открытие неба» весеннего Петербурга – одно из самых сильных переживаний композитора.
  7. «Петербургская песенка» – упоительный и одновременно трагический вальс. Одиночество, надежда, любовь и отчаянье слиты здесь в невообразимой, захватывающей простоте. И опять появляется образ «светлой одежды» и безымянной возлюбленной. Он дан как воплощение томительного ожидания и неуловимого присутствия смерти.

Две последние песни – эпилог всей вокальной поэмы (в записи не представлены).

  1. «Рожденные в года глухие» – знаменитое стихотворение Блока, звучащее сейчас до боли актуально. Мы слышим здесь возвращение апокалиптической темы в оболочке предсмертной молитвы.
  2. «Богоматерь в городе» — здесь сплетаются обе главные символические идеи сочинения. Образы Возлюбленной, прекрасной Дамы, Незнакомки, Невесты воплощаются в одинокий образ Богородицы и соединяются с образом Пришествия – появлением Младенца в «черном городе», в котором сами собой звонят колокола. Этот трагический и вместе с тем светлый звон освящается улыбкой идущего на муку «мальчика в белой шапке» – Христа.

«Петербург» Г. Свиридова предстает произведением, которое с поразительной простотой, силой и ни с чем несравнимой самобытностью повествует о страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и Человека (по материалам предисловия М. Аркадьева к изданию поэмы Г. Свиридова на стихи А. Блока «Петербург»).

ЛЕКЦИИ

Людмила Федоровна Ивонина – профессор кафедры оркестровых струнных и духовых инструментов ПГИК, заслуженная артистка РФ

Новый видеокурс Ивониной Л.Ф., профессора ПГИК, посвящён теме, которая не теряет актуальности: теоретическая основа педагогической коммуникации.

Курс состоит из шести 15-минутных видеолекций, в которых идёт речь о современных проблемах музыкальной педагогики, инструментальной методики, отечественной и зарубежной систем музыкального образования. Презентации, содержащиеся в лекциях-уроках, помогают восприятию материала. В описаниях видео можно найти ссылки на скачивание презентаций.

Видеокурс «Основы общения с учеником: методика или педагогика?»

1. Насколько актуальна сегодня имеющаяся методическая литература?

2. Что изменилось в музыкальной педагогике в настоящее время?

3. Является ли методика информационной основой деятельности музыканта?

4. Что происходит с современной системой обучения музыке?

5. Есть ли альтернатива нашей системе за рубежом?

6. Что можно сделать каждому на своём месте?

Ссылка на видеокурс будет выслана только слушателям КПК

Лидия Анатольевна Лысцова – заведующая методическим объединением концертмейстеров Пермского государственного хореографического училища, кандидат искусствоведения, лауреат I международного конкурса концертмейстеров хореографических учебных заведений, член Союза театральных деятелей России

«Взаимодействие педагога-хореографа и концертмейстера в балетном классе»

В лекции рассматриваются вопросы взаимодействия педагога-хореографа и концертмейстера: подбор музыкального материала для создания хореографических композиций «Большого адажио»; особенности музыкального сопровождения урока классического танца  – раздел «Allegro» (прыжки). Затрагиваются проблемы метро-ритмической организации музыкального и хореографического материала. Лекция иллюстрируется видеофрагментами уроков хореографии.

Ссылка на видеокурс будет выслана только слушателям КПК

Венера Викторовна Коробкова – декан факультета правового и социально-педагогического образования ПГГПУ, доцент, кандидат педагогических наук; Учредитель АНО «Институт поддержки семейного воспитания»; член Общественного совета при Министерстве образования и науки Пермского края; член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Пермском крае; почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации.

Представленные материалы посвящены общепедагогическим вопросам педагогики поддержки: развитии индивидуальности и субъектности ребенка. Лектор уверена, что эти знания необходимы всем — не только педагогам, но и родителям.

Полный курс «Педагогическая поддержка развития личности в образовании» доступен для просмотра на канале В.В. Коробковой. Мы же предлагаем вам следующие темы курса:

Модуль 1. Теоретические основы педагогической поддержки

1.1. Отличие парадигмы педагогики поддержки от парадигм авторитета и манипуляции – 20 минут

1.3. Сущность педагогической поддержки –  40 минут

Модуль 2: Тактики педагогической поддержки

2.1. Тактика защиты – 32 мин

2.2. Тактика помощи – 25 мин

2.3. Тактика содействия – 25 мин

2.4. Тактика взаимодействия – 23 мин

Также автор включила в курс два художественных фильма: …читать далее

«Писатели свободы» (Freedom Writers) — драма 2007 года, основанная на реальной истории молодой учительницы Эрин Грувелл, случившейся в классической средней школе Вудро Вильсона (Woodrow Wilson Classical High School) в Лонг-Бич.   

Сценарист и режиссёр – Ричард Лагравенезе.

В главных ролях: Хилари Суэнк, Скотт Гленн, Имельда Стонтон и Патрик Демпси.

В 2021 году книга «Дневник свободных писателей» впервые издана на русском языке. Дневниковые записи учеников, в 1999 году разошедшиеся по миру миллионными тиражами, дополнены современными эссе героев. Это незабываемая и очень трогательная история о том, как смелость, тяжелый труд и любовь к людям изменила десятки жизней.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/778907/

«Хористы» (Les choristes) – 2004, Франция, Германия, Швейцария

Режиссер – Кристоф Барратье

Сценаристы: Кристоф Барратье, Филипп Лопе-Курваль, Рене Уиилер, Ноэль-Ноэль, Жорж Шапро. Сценарий является адаптацией фильма 1945 года «Клетка для соловья» (La Cage aux rossignols).

Композитор – Бруно Куле

Франция, 1949 год. Отчаявшись найти работу, учитель музыки Клемент Матье попадает в интернат для трудных подростков. Там он видит, к каким жестоким «воспитательным мерам» прибегает ректор этого заведения Рашан. Чем больше издевается Рашан над мальчиками, тем агрессивнее они становятся.

Матье, автору многочисленных музыкальных произведений, которые он скромно прячет в своей комнате, приходит в голову замечательная идея: организовать школьный хор.

Зачетная работа: тест (в Гугл-форме) теоретические аспекты курса и  практический анализ тактик поддержки (на основе худ. фильма «Хористы» – 2 часа)

Галина Александровна ЯНКОВСКАЯ – профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных исторических исследований ПГНИУ, доктор исторических наук.

КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ как ФАКТОР РАЗВИТИЯ и ДИАЛОГА с ГОРОДОМ ТВОРЧЕСКИХ ИНСТИТУЦИЙ

В ходе онлайн встречи на примере проектов, реализованных в 2014–2020 гг. в музее современного искусства PERMM, рассматриваются приемы, форматы, концепции вовлечения различных социальных групп в художественную проектную деятельность, ориентированную на решение проблем развития городской среды.

Видео в лекции: «Между нами вода», Парад «Воздушные рыбы» – автор Кирилл Логинов

Канал музея PERMM

https://www.youtube.com/user/MuseumPERMM/featured

Нина Виссарионовна МОРОЗОВА – заместитель декана факультета музыки по научной работе ПГГПУ, доцент кафедры культурологии и музыкального образования, кандидат педагогических и психологических наук

«КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ их ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Конфликт, его причины, начало, протекание и завершение — темы, интересные, наверное, каждому человеку. Особенно актуальна конфликтология для педагога-музыканта как профессионального коммуникатора. В лекции раскрывается теория конфликта и способы поведения в нём, приводятся примеры конфликтных ситуаций на разных уровнях социума.  

Анна Михайловна ГОСТЕВА – преподаватель Пермского музыкального колледжа, кандидат искусствоведения

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ и ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: ВСТРЕЧИ и ДИАЛОГИ

Процессы развития музыкальной культуры в Западной Европе и в России протекали по-разному. Примерно с XVIII века профессиональные интересы русских и европейских музыкантов стали пересекаться и стремиться к взаимообогащению. Истоки этого культурного диалога и станут предметом нашей беседы.

Ольга Леонидовна ЛИФАНОВА – преподаватель Пермского музыкального колледжа, доцент

«ДИРИЖЕРСКАЯ ТРИАДА: ПЕДАГОГ – СТУДЕНТ – КОНЦЕРТМЕЙСТЕР»

В сообщении затрагиваются вопросы эффективного взаимодействия педагога и концертмейстера, направленного на формирование у студента управленческих навыков в исполнении музыкального произведения.

Галина Анатольевна НЕЛЮБИНА – преподаватель и концертмейстер Пермского музыкального колледжа, дипломант всероссийских и международных конкурсов

«Из ОПЫТА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»

В сообщении рассматриваются вопросы взаимодействия концертмейстера и певца в условиях экстренной подготовки к концертному выступлению, а также некоторые аспекты специфики работы с вокалистами.

Галина Андреевна ТОРГОНИ – преподаватель, концертмейстер Пермского музыкального колледжа

«ДИАЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ и УЧАЩЕГОСЯ на СТАДИИ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА»

Диалог между преподавателем и учеником – это огромный комплекс различных межличностных взаимоотношений. В процессе обучения ученик получает от педагога знания и навыки, которые необходимо сохранять в памяти. В докладе рассматриваются основные закономерности в запоминании информации с точки зрения психологии и других наук, изучающих нейронные процессы.
Какие действия учеников способствуют прочной фиксации информации, а какие препятствуют запоминанию? Что в это время происходит на клеточном уровне нашего мозга? Об этом и не только вы услышите в лекции.

Вашему вниманию предлагаются записи мастер-классов и лекций

Грэм ДЖОНСОН (Graham Johnson)

В своих мастер-классах по песням Ф. Шуберта, которые проходили 21 января 2017 г. в зале Клермонт Высшей музыкальной школы Бухмана-Меты Тель-Авивского университета, выдающийся британский аккомпаниатор Грэм Джонсон поднимает важные вопросы взаимоотношений концертмейстера и солиста; проблемы музыкальной стилистики: выбор темпа, артикуляции и т.д.; работает над музыкальным дыханием; рассказывает об особенностях стиля и авторской записи, содержании и интерпретации поэтического текста.

1. “Du bist die Ruh” (Ты мой покой, сл. Ф. Рюккерта), op. 59 № 3 (1823)

Солистка: Шани Ошри

Партия фортепиано: И-Ан Сюй

Ты мой покой (сл. Ф. Рюккерта)

Перевод и титры: Т. Нелюбина, Ю. Смирнова

Ссылка на оригинальное видео – канал The Buchmann-Mehta School of Music
https://www.youtube.com/watch?v=2Pm5iUlZUaI&t=121s

2. “Gretchen am Spinnrade” (Гретхен за прялкой, сл. И.-В. Гете), оp. 2, D 118 (1814)

Солистка: Нур Дарвиш

Партия фортепиано: И-Ан Сюй

Перевод и титры: Т. Нелюбина, Ю. Смирнова

Ссылка на оригинальное видео – канал The Buchmann-Mehta School of Music
https://www.youtube.com/watch?v=F6jFh2QDupY&t=254s

3. “Im Frühling” (Весной, сл. Э. Шульце), op. 101, № 1, D 882 (1826)

Солист: Александр Ланг

Партия фортепиано: И-Ан Сюй

Перевод и титры: Виктория Куприянова, Вера Грицай

Ссылка на оригинальное видео – канал The Buchmann-Mehta School of Music
https://www.youtube.com/watch?v=lV9TgO1u2eg

Прочитать про Грэма Джонсона можно здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Джонсон,_Грэм

1. Концертмейстерский мастер-класс Натальи Викторовны Богдановой (солистка МГКО «Москонцерт», лауреат всероссийских и международных конкурсов, заведующая отделением специального фортепиано ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского) в рамках IV всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах имени М.А. Матренина — 1ч.51м

Вопросы стилистики барочных аккомпанементов, выбора темпа, жанровых особенностей.

00 — И.-С. Бах. Ария из Сюиты № 3
14:00 — Г. Перселл. Звук трубы из оперы «Король Артур»

20:00 —р.н.п. «Мой муженька», обр. А. Цыганкова

Татьяна Мелкова (домра), Томск, ДШИ № 1 им. А.Г. Рубинштейна, преп. Л.О. Усупова

2. Михаил Александрович Аркадьев – дирижер, пианист, композитор, теоретик музыки, философ, заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения.

В мастер-классах М. Аркадьева рассматриваются вопросы исполнительского мастерства.

2.1. Искусство пианиста-концертмейстера

А. Дворжак. Ария Русалки из оперы «Русалка» — 49 м

2.2. Мастер-класс, Екатеринбург, 2013.

М.И. Глинка, сл. А.С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье…»

https://www.youtube.com/watch?v=J16OR7tLwgQ — 34м

2.3. Принципы исполнительского диалога пианиста с авторским текстом – 20м

Как устроен нотный текст? как к нему относиться? авторское или исполнительское? – эти и другие вопросы отношений исполнителя и текста Михаил Аркадьев раскрывает на материале книги проф. Е.Я. Либермана «Творческая работа пианиста с авторским текстом»

Просьба к слушателям отнестись с вниманием к обращению канала Mikhail Arkadev Piano Master Key и, по возможности, поддержать, этот YouTube канал  любой удобной для вас суммой: https://www.paypal.me/arkdv или карта Сбербанка 5336690184486753

3. Мастер-класс Ольги Бер «Её величество педаль»
ДШИ им. М. А. Балакирева, Москва

Ольга Леонидовна Бер – концертмейстер Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, преподаватель Академического музыкального колледжа при МГК, генеральный директор Российской гильдии пианистов-концертмейстеров, дипломант всероссийских и международных конкурсов.

3.1. https://www.youtube.com/watch?v=0d-gkro4Ajg

3.2. https://www.youtube.com/watch?v=tGHSgA2jT3Y

Б. Годар. Идиллия.

Ева Милованова (флейта), Наталья Майорова (фортепиано), преп. Владимир Бобовников. ДШИ имени М.А. Балакирева.

3.3. https://www.youtube.com/watch?v=vjy4ZF1xE70

Ш. Гуно. Серенада Мефистофеля из оперы «Фауст»

Михаил Бирюков, Майя Гончарова (фортепиано). ДШИ имени М.А. Балакирева г. Москва

3.4. https://www.youtube.com/watch?v=5alC_-tKU2Q

Ю. Шапорин, сл. А. Блока. «Твой южный голос томен»

засл. арт. РФ Наталья Полянинова (сопрано), Майя Гончарова (фортепиано)

Фильмы, рекомендованные для просмотра

Гульнар Жидилова. Несколько дней из жизни концертмейстера

Оперный концертмейстер – кто он? Скромный аккомпаниатор или серый кардинал театральных подмостков? Авторы фильма провели несколько дней с человеком, чья работа казалась такой несложной, – и столкнулись с неизведанным миром, полным самоотверженного труда и вдохновенного творчества.

Знакомьтесь – концертмейстер казахском национальном театре оперы и балета имени Абая заслуженный деятель РК Гульнар Жидилова.

Абсолютный слух. Концертмейстер балета Эмма Липа

О непростой судьбе пианистки, бывшего концертмейстера Большого театра Эммы Липы. Четверть века она отдала балету главного театра страны, а теперь уже долгие годы живет и работает в далекой Австралии


Первая сессия курсов

Вашему вниманию предлагаются видеозаписи прослушиваний I Всероссийского конкурса «Лучший концертмейстер»

Послушать участников заочной формы вы можете по ссылкам в файле.

Программы участников заочной формы

Уважаемые коллеги

Приглашаем вас пройти обучение по дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации) «Дух партнерства как основа деятельности музыканта. Роль диалога в современной коммуникации» для концертмейстеров и преподавателей дополнительного и среднего профессионального образования с выдачей удостоверения установленного образца.

Вниманию слушателей Курсов будут предложены записи участников I Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший концертмейстер»; мастер-классы известных российских и зарубежных концертмейстеров, лекции ведущих специалистов (музыковедов, культурологов, историков, психологов, педагогов, исполнителей и т.д.) по самому широкому спектру вопросов заявленной тематики.

1-я сессия курсов повышения квалификации — 28 ноября – 8 декабря 2021г.

2-я сессия — февраль 2022 г.

Стоимость — 4 000 рублей.

Заявки на участие в Конкурсе и Курсах повышения квалификации направлять на электронные адреса:

Vera_gritsay@List.ru (Вера Владимировна Грицай)

Факс: 8 (342) 237-74-18

Форму заявки, согласие на обработку персональных данных и др. вы найдете в приложении.

Напоминаем, что прием заявок на I Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший концертмейстер» принимаются до 22.11.2021

С уважением, Оргкомитет конкурса и КПК

Заявка и согласие на обработку персональных данных


«История и современность. Междисциплинарные знания и
интегративные процессы в профессиональной деятельности преподавателя и концертмейстера»

2 сессия курсов повышения квалификации проводится дистанционно с 5 по 11 июня 2020 г.

Внимание! Видеоконференция (на платформе ZOOM) состоялась 11.06 в 14.00.

Анкета слушателя курсов

Информационное письмо

Регламент

Материалы курсов повышения квалификации

 
 
 
 


Прошедшие курсы