Сведения об образовательной организации:

Права ребенка

Для детей, родителей, преподавателей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, на федеральном уровне создана специализированная страница «Твое право», размещенная на сайте cipv.ru в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». Страница содержит семь основных разделов: «Методические материалы для специалистов», «Методические материалы для родителей», «Информационные материалы для детей», «Мероприятия», «Официальные документы», «Советуем прочитать», «Полезные ссылки, горячие линии». Обновление страницы осуществляется ежемесячно.

На указанном ресурсе размещен правовой справочник «Подросток и закон», который содержит основные статьи Административного и Уголовного кодексов с комментариями, ответы на вопросы несовершеннолетних и их родителей, профессиональные советы и рекомендации.

Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее — Фонд), проводится информационная кампания, целыо которой является продвижение в обществе семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, профилактика и преодоление семейного неблагополучия.

С целью информирования несовершеннолетних и их родителей о правах детей на портале «Я — родитель» (www.ya-roditeL.ru) Фонда в специальном разделе «Имею право!» ежемесячно размещается правовая информация, советы юристов, интервью специалистов, видеоролики и информация, посвященные правам детей. Кроме того, освещаются такие темы, как «Право ребенка на пользование благами социального обеспечения», «Права ребенка после развода родителей», «Право ребенка на благоприятные условия развития».

На портале запущен цикл передач «Правовой четверг», в которых обсуждаются наиболее актуальные правовые вопросы для семей с детьми, также действует рубрика «Консультация юриста», позволяющая посетителям задать вопрос и получить ответ в режиме онлайн.

В рамках раздела «Моя новая семья» ведется информирование родителей и специалистов о праве детей жить и воспитываться в семье, о юридических аспектах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные положения Конвенции о правах ребенка

Статья 1. Определение ребенка
До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции.
Статья 2. Запрещение дискриминации
Ты не должен подвергаться дискриминации по какой-либо причине, включая по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, социального или имущественного положения, состояния здоровья и рождения, твоих родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка
Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению твоих интересов и интересов любого ребенка.
Статья 4. Осуществление прав Конвенции
Государство должно позаботиться, чтобы права этой Конвенции были доступны тебе и всем детям.
Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка
Твоя семья несет основную ответственность за твое воспитание так, чтобы по мере того, как ты рос, ты учился правильно пользоваться своими правами. Государство должны уважать это право.
Статья 6. Право на жизнь и развитие
Ты имеешь право жить и развиваться. Государство обязано обеспечить твое выживание и здоровое развитие.
Статья 7. Регистрация здоровья, имени, гражданство и забота родителей
Ты имеешь право на официальную регистрацию твоего рождения, имя и гражданство. Ты имеешь право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.
Статья 8. Сохранение индивидуальности
Государство должно соблюдать твое право на имя, гражданство и семейные связи.
Статья 9. Разлучение с родителями
Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда это в твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.
Статья 10. Воссоединение семьи
Если ты и твои родители живете в разных странах, ты должен иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения с твоими родителями или воссоединиться семьей.
Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну
Государство должно предпринять меры, чтобы предотвратить незаконный вывоз тебя из твоей страны.
Статья 12. Уважение взглядов ребенка
Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение и твое мнение должно быть учтено при принятии таких решений.
Статья . Свобода выражения и информации
Ты имеешь право иметь, искать, получать и передавать информацию любого рода (например, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета), если только эта информация не вредит тебе и другим людям
Статья 14. Свобода мысли, совести и религии
Ты имеешь право на убеждения и религию и можешь практиковать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Твои родители должны разъяснить тебе эти права.
Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний
Ты имеешь право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не вредит другим людям.
Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация
Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.
Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации
Ты имеешь право на достоверную информацию из разных источников, включая книги, газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет. Информация должна быть полезной и доступной твоему пониманию.
Статья 18. Ответственность родителей
Родители несут равную ответственность за твое воспитание и развитие и должны всегда учитывать твои наилучшие интересы. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.
Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения
Государство должно обеспечить, чтобы о тебе хорошо заботились, и защищало тебя от насилия, небрежного отношения и жестокого обращения со стороны родителей или тех, кто о тебе заботится.
Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи
Если родители и семья не могут о тебе заботиться в достаточной мере, тогда за тобой должны смотреть люди, которые уважают твою религию, традицию и язык.
Статья 21. Усыновление
Если тебе усыновляют, прежде всего должны неукоснительно соблюдаться твои наилучшие интересы, в независимости от того, усыновлен ли ты в стране, где родился, или тебя перевезли жить в другую страну.
Статья 22. Дети-беженцы
Если ты приехал в новую страну, потому что на твоей родине опасно жить, ты имеешь право на защиту и поддержку. Ты имеешь право на такие же права, как и дети, рожденные в этой стране.
Статья 23. Дети-инвалиды
Если у тебя особенности развития в умственном или физическом отношении, ты имеешь право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ты мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям.
Статья 24. Здоровье и здравоохранение
Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.
Статья 25. Периодическая оценка при попечении
Если ты находишься на попечении, и о тебе заботятся местные власти или учреждения, а не твои родители, государство должно регулярно проверять твои условия жизни, чтобы удостовериться, что за тобой обеспечен хороший уход.
Статья 26. Социальное обеспечение
Общество, в котором ты живешь, должно предоставить тебе возможность пользоваться его благами, которые помогают тебе развивать и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей.
Статья 27. Уровень жизни
Ты имеешь право на право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.
Статья 28. Право на образование
Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.
Статья 29. Цели образования
Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.
Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению
Ты имеешь право говорить на родном языке, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию в независимости от того, разделяют ли их большинство людей в твоей стране.
Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь
Ты имеешь право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32. Детский труд
Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать.
Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств
Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь тебя от незаконного употребления наркотиков, не допустить твоего участия в производстве и торговле наркотиками.
Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации
Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия.
Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения
Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей в другие страны с целью эксплуатации.
Статья 36. Защита от других форм эксплуатации
Ты должен быть защищен от любых действий, которые могут нанести вред твоему развитию и благополучию.
Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы
Если ты нарушил закон, с тобой не должны обращаться жестоко. Тебя не могут поместить в тюрьму вместе со взрослыми, у тебя должна быть возможность поддерживать контакт со своей семьей.
Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами
Если тебе не исполнилось 15 лет (18 в большинстве европейских стран), государство не должно позволить тебе вступать в армию или напрямую участвовать в вооруженных конфликтах. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.
Статья 39. Восстановительный уход
Если ты оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить твое физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества.
Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
Если тебя обвинили в нарушении законов, с тобой должны обращаться так, чтобы твое человеческое достоинство было сохранено. Ты имеешь право на правовую помощь и можешь быть приговоренным к тюремному заключению только за очень серьезные преступления.
Статья 41. Применение наивысших норм
Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны.
Статья 42. Распространение информации о Конвенции
Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.
Статьи 43-54. Обязательства государств
Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей.
Примечание: Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статьи, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции. Конвенция ратифицирована СССР Постановлением Верховного Совета СССР от июня 1990 года № 1559-1
Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятые Резолюцией специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 года № S-27/2 также предусматривает меры по защите детей от жестокого обращения:
Статья 3. Защита от жестокого обращения, эксплуатации и насилия:
Дети имеют право на защиту от всех форм жестокого обращения, невнимания, эксплуатации и насилия. Общество должно ликвидировать все формы насилия в отношении детей. В этой связи мы преисполнены решимости:
а) защищать детей от всех форм жестокого обращения, невнимания, эксплуатации и насилия;
с) защищать детей от всех форм сексуальной эксплуатации, включая педофилию, торговлю и похищения;
е) облегчить участь миллионов детей, живущих в особенно трудных условиях.

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.
В настоящее время Российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году.
В Семейном Кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ понятие «жестокое обращение с детьми» включено в статью 65, но понятие также не раскрыто.
Статья 65. Осуществление родительских прав:
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. 

Виды насилия

Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы. Жестокое обращение включает в себя физическое и сексуальное насилие; физическое пренебрежение; недостаток внимания; эмоциональное неправильное обращение; покушение на половую неприкосновенность; а также морально-юридическое неправильное обращение. 
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Формы насилия над детьми:
1. Физическое насилие.
2. Сексуальное насилие.
3. Психическое насилие (эмоционально неправильное обращение).
4. Экономическое насилие (отсутствие заботы, пренебрежение основными потребностями ребенка).
Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Психическое насилие – эмоционально неправильное обращение с детьми: обвинение, оскорбление, угрозы в адрес ребенка (брань, крики, внушение чувства страха).
Экономическое насилие – это отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка), невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Причины жестокого обращения с детьми.

Причин жестокого обращения с детьми, как правило, бывает несколько:
— это нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребенку, которое удерживает человека от жестокого поведения (чаще всего этим страдают те родители, которые не знали материнской любви);
— это недостаточность родительских компетенций (молодая мать – может просто не знать, как правильно ухаживать за ребенком);
— это нехватка внутренних ресурсов у семьи, чтобы справиться с внешними бедами, что приводит к нарушению внутрисемейных отношений (родители могут не понимать последствий своего жестокого обращения с ребенком, например, излишне строгие наказания часто воспринимаются родителями как правильная тактика воспитания ответственности);
— это семейные традиции, допускающие жестокое обращение как норму отношений;
— это алкоголизм и наркомания в семье, психическая болезнь одного из родителей;
— это депрессия, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи – что становится частыми причинами отсутствия должного ухода за детьми, эмоционально неправильного обращения.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

Административная ответственность – родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие или ненадлежаще исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (ст. 5.35).
Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов, муниципальных районов Хабаровского края.
Уголовная ответственность – Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Например: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 1 (изнасилование), ст. 2 (насильственные действия сексуального характера), ст. 5 (развратные действия), ст. 125 (оставление в опасности), ст. 124 (неоказание помощи больному), ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 110 (доведение до самоубийства) и другие.

Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации. Например: ст. 69 (лишение родительских прав), ст. 73 (ограничение родительских прав), ст. 77 (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
В соответствии с Законом об образовании дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания несовершеннолетних. Например, статья 2 говорит, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение педагогом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет. Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и истязания. Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащемуся.