Сведения об образовательной организации:

«История и современность. Междисциплинарные знания и интегративные процессы в профессиональной деятельности преподавателя и концертмейстера»

1. Ю.Б. Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи.

АРХИТЕКТУРА СССР. Как менялись города

Город является самой современной формой расселения людей. Он стал предметом пристального внимания не только специалистов в области архитектуры, истории, географии, экономики, искусствоведения, но и широкого круга людей различных профессий.

На протяжении всего ХХ века принципы градостроительства неоднократно менялись. Возникали идеи идеальных городов, которые воплощались самыми причудливыми способами. Казалось бы, все эти идеи канули в прошлое, однако сами темы сегодня звучат крайне актуально: планировка «Новой Москвы», урбанизация и деурбанизация, создание жилых комплексов для рабочих поселков – все это становится предметом и сегодняшних жарких споров.

Смотрите на youtube канале Пермской художественной галереи:

2. Е.Е. Бразговская, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор филологических наук.

ЧТО МЫ ВИДИМ, КОГДА СЛЫШИМ? Интерпретация музыки в когнитивно-семиотической перспективе

Основной предмет обсуждения – когнитивные аспекты восприятия музыки. В частности, речь идёт о визуальных пространственных образах, обеспечивающих фундамент восприятия звуковых текстов.

Для немузыкантов – это ментальные бразы, основанные на аналоговом мышлении и опирающиеся на эмоциональную память слушателя. В частности, таким образом происходит словесный «перевод» программной музыки.

Музыкант может проследить альтернативную историю музыки сквозь призму следующей серии визуальных образов:

Cantus planus – одиночная звуковая линия в «пустом» пространстве (без поддержки гармонии);

Барочная полифония – соположение нескольких звуковых линий (начало собственно пространственного рисунка, геометрические построения на плоскости);

Oputh-музыка – рисунок и фон (мелодия и гармония);

Oputhpost – образы звуковых облаков; рисунок, где фон важнее самого рисунка; преодоление к строгой геометрии, благодаря эмансипации диссонансов и др.

Музыкальные файлы в приложении

3. Е.Е. Бразговская. ВСЕ МЫ — ПОЛИГЛОТЫ: сколько языков дано каждому из нас

Эта лекция предназначена для широкой аудитории и выходит за пределы собственно музыкального дискурса. По существу, это популяризация идей очень востребованного сейчас научного пространства: когнитивной семиотики.

В лекции рассматривается парадоксальный вопрос о человеке как семиотическом полиглоте – человеке, мозг которого эволюционно настроен на работу со множеством вербальных (словесных) и невербальных знаковых систем.

Среди основных вопросов:

  • зачем нам языки и почему их так много (только словесных – более 7000);
  • как наш мозг работает с ними по принципу дополнительности;
  • почему мы никогда не общаемся с помощью только одного языка;
  • почему наш мозг работает как машина времени;
  • что в действительности означает библейская фраза о человеке, сотворённом «по образу и подобию».

4. Е.Е. Бразговская. В лабиринтах семиотики: Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства / Е. Бразговская. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. — 224 с.

Серия очерков о знаковых системах-языках, посредством которых человек создаёт многомерный образ реальности. Основные вопросы касаются механизмов работы человеческого сознания (принцип дополнительности наших языков, изначальный полиглотизм человека и др.). Музыкантам, в большей степени, адресована третья часть книги: искусства как интеллектуальные практики.

Е.Е. Бразговская. В лабиринтах семиотики: Очерки и этюды по общей семиотике искусства

5. М.Е. Пылаев, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского гуманитарно-педагогического университета.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ в зарубежной и отечественной музыке рубежа XIX-XX веков

Лекция посвящена неоклассическим тенденциям в зарубежной и отечественной музыке рубежа XIX-XX веков. Рассмотрены внутренние основы течения неоклассицизма, состоящие в стремлении реставрировать жанровые и стилистические признаки старинной музыки (главным образом — танцев эпохи барокко). Приведены примеры неоклассических сочинений Грига, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, демонстрирующие разницу композиторских подходов к трактовке старинных жанров.

6. Г.А. Янковская, профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных исторических исследований Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор исторических наук.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО и ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Актуальное искусство и публичная история – два явления, которые воплощают в себе множество тенденций в развитии современного мира. Их становление приходится на рубеж 1960–1970-х годов, когда формировалась новая визуальная культура, а история вышла за периметр университетских кампусов и академий.

«Каждый человек — художник», – этот манифест Йозефа Бойса зеркально отражается в ключевой идее публичной истории: каждый человек имеет право на свое видение прошлого.

В лекции речь пойдет об узловых моментах, в которых пересекаются современное искусство с историей в публичном пространстве, о том, как художники меняют репрезентацию прошлого и нарративы о нем, работают с памятью, забвением, проблематикой времени.

Презентация в приложении ( Внимание! Ссылки кликабельны только в режиме просмотра слайдов)

7. В.В. Зубков, арт-директора галереи «Пермский период», главный хранитель культурного некоммерческого фонда «Пермский период», галерист, коллекционер.

ТЕАТР ВРЕМЕН ШЕКСПИРА

«Театр времен Шекспира» – это не лекция, посвященная исследованию творчества главного драматурга Англии (и мир), а небольшой рассказ о том, как формировалась театральная культура и, собственно, сам институт театра Англии в эпоху Возрождения. Это интересно знать потому, что современный мировой театр (как явление и бизнес) «стоит на плечах» театров, работавших в Лондоне на рубеже XVI– XVII веков.

Внимание! Ссылка на лекцию будет разослана участникам КПК по электронной почте.

8. Фильм-концерт «ДЕТСКИЕ ТЕТРАДИ» (1 серия)

«Карантинный» проект, основанный на трех Детских тетрадях для фортепиано Мечислава Вайнберга, а также стихах и рисунках детей Терезина (Терезиенштадт) – еврейского «образцового» гетто на территории Чехии.

В нашем фильме приняли участие преподаватели колледжа, студенты фортепианного и струнного отделений, в том числе прошлых лет; музыковед Екатерина Каленюк, филолог Светлана Караваева, профессор, пианист Николай Егошин, актер Пермского театра кукол Даниил Петров; журналист «Радио Свобода» Карина Арзуманова, актриса и режиссер Марианна Арзуманова (Прага, Чехия), пермские и пражские школьники и студенты; писатель, арт-терапевт, куратор выставок по теме «Культура и варварство» во многих странах мира Елена Макарова (Хайфа, Израиль) – автор более 40 книг, в том числе 4-томника о Терезине «Крепость над бездной» (в соавторстве с С. Макаровым). Книги Макаровой переведены на 11 языков (http://elena-makarova.info/)

Музыкальные номера подготовлены дистанционно преподавателями Пермского музыкального колледжа Л.Ю. Беляевой и Ю.М. Смирновой

Предлагаем вашему вниманию 2-ю серию фильма-концерта «Детские тетради» с музыкой Мечислава Вайнберга, стихами и рисунками терезинских детей и взрослых.

В гетто Терезин был организован Отдел досуга, создана Студия новой музыки. Сыграно 600 спектаклей, написаны сотни музыкальных произведений, картин, проведены тысячи концертов и лекций по самым разным областям знаний, поставлены оперы Моцарта, Сметаны, Перголези.

В детском доме L417 подростки организовали «коммуну», которую они – по образцу коммуны советских беспризорных, описанной в известном романе Л. Пантелеева и А. Белых, – тоже назвали «Республика ШКИД». Идея принадлежала 29-летнему учителю чешского языка и литературы из еврейской гимназии в Брно Вальтеру Айзингеру по прозвищу Прцек (карапуз, коротышка). Ребята выпускали еженедельный рукописный журнал «Ведем» («Мы ведем»). Под руководством такого же подростка Петра Гинца за полтора года вышло 80 выпусков, общее число страниц – 800. Из 30 ребят, писавших в журнал, выжило 5, из взрослых – никто. Журнал перед депортацией зарыли в заранее подготовленной яме.

Во 2-й серии нашего фильма вы услышите переводы Вальтера Айзингера из М. Лермонтова и А. Пушкина в исполнении актрисы и режиссера Марианны Арзумановой и журналиста «Радио Свобода» Карины Арзумановой (Прага, Чехия).

Создатели фильма благодарят преподавателей Людмилу Юрьевну Беляеву и Юлию Мееровну Смирнову, дистанционно подготовивших учеников.
Спасибо всем 29-ти  участникам за отзывчивость, работоспособность, сердечность и мужество. В фильм вошли все присланные домашние записи.

И, конечно же, огромное спасибо Елене Макаровой http://elena-makarova.info/ за поддержку, терпение, талант, за то, что без ее книг многие из нас ничего не знали бы про Терезин, и особенно – за снятое специально для фильма 14-минутное видео, фрагменты которого можно увидеть в фильме и бонус-треке после 3 серии.

9. Концерт класса профессора специального фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, кандидата искусствоведения , Р. А. Разгуляева.

Нижегородская консерватория им.М.И.Глинки, Малый зал, 04.03.2020

Первое отделение:

Артур Лурье. «Формы в воздухе». Елизавета Бабкина (1 курс, выпускница Пермского колледжа)

Николай Рославец. Соната № 5. Полина Лыскина (2 курс, выпускница Малой музыкальной академии при ННГК им.М.И.Глинки)

Сергей Прокофьев. Соната № 4. Мария Паламодова (4 курс, выпускница Архангельского колледжа)

Второе отделение:

Анатолий Александров. Соната № 4. Татьяна Мовсарова (4 курс, выпускница Пермского колледжа)

Николай Метнер. Грозовая соната. Анна Васильева (5 курс, выпускница Чебоксарского колледжа)

Концерт ведет Руслан Разгуляев

Концерт